Начало большого пути
До начала своего самостоятельного пути, Забайкальская база авиационной охраны лесов входила в состав Иркутской авиабазы, как один из авиарайонов. Тогда авиабаза подразделялась на три авиарайона: Иркутский, Бурят-Монгольский и Читинский. Для одной базы охраняемая площадь была огромной – это затрудняло работу всех авиаотделений. Со временем, функции авиабазы расширялись, и специалисты стали сами активно бороться с огненной стихией, уходя от простого информирования наземной лесной охраны об обнаруженных лесных пожарах.
Важной ролью в сохранении уникальной экосистемы озера Байкал являются его леса, которые требуют тщательной защиты. Для этой цели 7 октября 1954 года в Улан-Удэ была организована Забайкальская база авиационной охраны лесов в составе двух авиарайонов: Бурятского и Читинского. Первым начальником назначили фронтовика Алексея Васильевича Касперовича – лётчика-наблюдателя Бурят-Монгольского авиарайона Иркутской авиабазы с 11-летним опытом работы. Заместителем и главным лётчиком-наблюдателем был назначен Емельян Андреевич Фетисов. Под их руководством было 19 авиаотделений, а численность парашютистов-пожарных составляла 47 человек. Охраняемая территория оставалась внушительной - 51,6 миллионов гектар.
Алексей Васильевич был военным лётчиком, и прошёл Великую Отечественную войну. В лесную авиацию он пришел, имея большой опыт работы с летательными аппаратами. Алексей Васильевич знал, что для выполнения задач по авиационной охране лесов, нужны хорошие воздушные суда, поэтому сразу приступил к переоснащению авиабазы. Сначала был заключен договор на самолеты АН-2, которые базировались как в Улан-Удэ, так и в Чите. В 1956 году на вооружении авиабазы было 15 самолетов По-2, 5 самолетов Ан-2 и один вертолет Ми-4. Параллельно с обновлением техники, был расширен штат пожарных парашютистов, которых стало 70 человек. Кроме того, в Улан-Удэ была создана экспериментальная группа из 10 десантников, которые занимались работой на вертолете. Вскоре в авиаотряды начали поступать самолеты Як-12 и вертолеты Ми-1.
С каждым днём Забайкальская база авиационной охраны лесов становилась все лучше и совершеннее. Старые По-2 были полностью заменены самолетами Як-12. В этом же время было организовано Муйское авиаотделение, а на Багдаринском и Газ-Заводском авиаотделениях были сформированы две группы десантников, в которых было 34 человека. Они работали на тяжелых вертолетах Ми-4.
В сентябре 1959 года Алексей Васильевич Касперович решает покинуть пост начальника, передав его своему заместителю - Емельяну Андреевичу Фетисову.
Так начинается история становления Забайкальской базы авиационной охраны лесов. Впереди авиабазу ждет множество перемен, побед и достижений.